Сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Сырмақ – войлочный стеганый ковер состоит из пяти частей: орта - середина, екі басы – по коротким сторонам (верх и низ), екі жаны – по длинным бокам. Носит и другое название - бес бас сырмақ.
Середина или центр – орта составлена из стилизованных мотивов рогообразного узора (қошқар мүйіз) и ветви растения (бутақ), вышитый красными плетеными в елочку нитками ромб, по центру схождения фигур, имеет несколько значений, например, глаз (көз) или гнездо (ұя), вся композиция образует лирообразную форму, имеющая название қос алқа. Сочетание данных мотивов проецирует оберегательную функцию, охрану от дурных сил. Использована двуцветная, темно-коричневая и белая, естественного цвета шерсть.
По двум коротким и длинным сторонам, симметрично расположены позитивно-негативный узоры из серого (естественного) и золотистого (окрашенного) цветов шерсти. Узоры в виде стилизованных фигур древа жизни и птиц – символ плодородия, процветания рода.
Сохранен принцип выкладки узора по всем сторонам позитив-негатив, мотивы чередуются ритмически, зеркально друг к другу. По периметру каждая часть сырмака обшита сплетенной в елочку шнуром жиек, из шерстяных нитей красного цвета. Стежка проведена паралельно очертаниям узора по всему полотну.
Предположительно данный сырмак был сшит в качестве приданого невесты, для нового дома, как оберег и символ новой семьи. Мастерицей могла быть как сама девушка, дочь на выданье, составившая центральную часть полотна, так и опытная женщина. Боковые части изделия сшиты опытной мастерицей, так как рисунок четкий, стежки по всему полотну сделаны твердой рукой.
Сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Сырмақ. Центральное поле заполнено тремя ромбами шаршы – с крестообразно комбинированным зооморфным орнаментом – устремленных к центру летящих птиц и раскидистых листьев ветвистого дерева, символизирующего древо жизни. Ромб издревле имеет значение оберега, так же символизирует 4-ре стороны света. Оставшиеся треугольные части центрального поля (орта) заполнены поделенного по диагонали квадратами основного мотива.
По боковинам – жаны, орнамент выстроен в так называемых желі мотивом древо жизни или бакан (подпорка юрты - шест) с сидящими на ветвях птицами, голова с хохолком и загнутым клювом. В бинарной оппозиции на темном фоне угадываются устремленные словно в галопе фигуры архара.
Стежка проведена паралельно очертаниям узора по всему полотну. По линиям соединения кусков разноцветного войлока прошит цветной шнур жиек (красного цвета). Контуры ромбов, боковин полотна выделены зигзагообразно пришитым шнуром бирюзового цвета.
Изделие изготовлено опытной мастерицей, вложившей идею оберега в виде птиц, горных козлов, растительных мотивов, цветущего дерева (кустарника). Заполнение всего пространства полотна узорами обусловлено идеей плодородия. Следует упомянуть о еще одном древнем значении мотива ромб - производная соединения треугольников, мужского и женского начал, символ плодородия и продолжения рода.
скачать
условия пользования
3. Қарала/қара ала сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Қарала/қара ала сырмақ – войлочный двуцветный ковер (из естественного – белого и черного цветов шерсти).
Центральное поле поделено на три ромба с крестообразно комбинированным зооморфным орнаментом төртқұлақ мүйіз ою. Оставшиеся треугольные части центрального поля заполнены расчлененными по диагонали квадратами основного мотива.
По ширине и длине полотна (басы и жаны) выложена стилизованным мотивом зооморфного орнамента – напоминающего голову грифона или беркута с загнутым клювом, словно терзающим горного козла – архара.
Орнаментальная композиция имеет два значения, скрещенные фигуры в ромбах, обусловленные идеей плодородия и увеличения скота, второе не менее сакарльное – смена времен года представленная через терзание грифоном травоядного животного, горного козла, по бордюру желі.
Белое противостоит черному, угадывается стихия и/или параллели двух миров.
скачать
условия пользования
Қарала/ қара ала сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Қарала/ қара ала сырмақ – двуцветный напольный ковер, составлен из сваленнных заранее заготовок талдырма темно-коричневой и белой (естественного цвета) шерсти. По всему периметру и выделенным сегментам зигзагообразно оконтурен серебряным шнуром. Контуры вырезанных и сшитых между собой узоров выложенных методом позитив-негатив простеганы красным плетеным в елочку шнуром жиек.
Центральное поле – орта состоит из трех ромбов с крестообразно соединяющимися линиями кіндік ою – буквально скрещенные пуповиной. Антропоморфные фигуративные изображения могут нести идею сохранения и процветание рода, семьи.
В свободных треугольных пространствах выложены қолтықша ою - поделенные пополам части целого узора орнамента ромбов. По двум коротким сторонам – басы (другое название - екі алақаны), и длинным продольным сторонам – жаны, симметрично расположены позитивно-негативный узор – антропоморфное изображение.
Ритмически чередующиеся фигуративные мотивы образуют так называемый курултай – собрание.
скачать
условия пользования
Сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Сырмақ - отличается композиционным приемом своими широкими квадратными частями центрального поля и широких боковин (басы - по короткой) и (жаны – длиной).
Во всех частях ритмически чередуются узоры, из выложенных зеркально друг к другу мотивов – тармақты ою, образующих к центру айқас – крестообразную фигуру. Сложносоставной узор комбинирован из попарно разветвляющихся, исходящих от центра стилизованным орнаментом древо жизни с широкой кроной.
Стежка по всему полотну обрисовывает контуры орнамента. Одна из 4-х частей центрального поля, по светлому фону, выделена вышивкой из пересекающихся линий в виде решеток кереге или торкөз – основного каркаса юрты.
Сырмак предположительно создан для почитания и благополучия семьи, состоящий из многочисленных родственников. Придания силы родства и тесных, нерушимых связей родстенных уз.
Тұс кесте. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд.
Тұс кесте – вышитая тамбурным швом настенное полотно-ковер. Композиция - П-образной формы, составлена из нескольких сшитых между собой тканевых орнаментированных полос.
Композиция полотна, по центру и бордюру, составлена из орнаментальных кругов табақ ою с шестью треугольными сегментами из комбинаторики растительного орнамента - древо жизни, орнитоморфного – птицы и грифоны, зооморфного – рогообразных завитков. Направленные вершиной к центру или исходящие от центра и расширяющиеся к краю мотивы словно пульсируют в динамике. Точка схода в виде раскрывшегося цветка, в некоторых табақша отсутствует, удерживает композиционный строй.
Между кругами, в свободных пространствах, вышивка принимает самостоятельное значение, по оси/вертикали с исходящими в разные стороны ответвлениями из раскидистых ветвей, мотивов ушастых грифонов и рогообразных завитков, с точным повторением в обратную сторону/широкой кроной вниз – символизирует подземный мир.
По кайме – шет ою чередуется комбинация из основного модуля главного орнамента. Каждый круг табақша символизирует солнечный диск, имеющий древнее космогоническое и сакральное значение. Чем больше кругов вышитых на полотне, тем больше и сильнее защита всей семье, роду в несколько поколений.
Основа техники вышивки – имеет название в народе бүршік - почка, петелька или капля. Символизировал такой ковер приход весны, или пожелание скорейшего потепления.
Сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, экспозиция. Частичной сохранности.
Сырмақ бітпес – центральное поле скомбинировано из больших ромбов с поделенными на орнаментальные сегменты с помощью выделенных частей треугольного орнамента, тем самым создавая равные квадраты в ромбе. В свободных треугольных пространствах қолтықша копируется основная модель центрального орнамента. В қорған и шет ою края идентичны модулям центральной части.
Такие ковры имеют традиционный искони локальный способ и методы стежки. Издревле существование аналогичных ковров, со сложным витиеватым узором, свидетельствовало о широком гругозоре мастерицы/хозяйки дома. Орнаментальный язык ковра ведает о сакральном значении заложенном в рисунке.
Узор на данном сырмаке выполнен из крсной х/б ткани – кумач, которой было много в период установления Советской власти в области.
Алаша. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина, фонд
Алаша/ терме алаша – собрано в одно полотно из тканых на узконавойном станке лент, золотистого и коричневого цветов шерстяных нитей, с одинаковой шириной и повторяющимися в каждой ленте геометрическими узорами. Кайма закреплена тканевой лентой.
Орнамент составлен из мотивов бітпес/сыңар мүйіз и ромбов – символизирующих плодородие, богатство и защиту от злых сил/дурного глаза.
Сырмақ. Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина.
Түрлі-түсті сырмақ – разноцветный стеганый по всей поверхности полотна войлочный ковер. Орнаментированный из сложенных в ромбическую сетку сырмақ обшит по периметру цветным сплетенным в елочку шнуром жиек. Контуры орнаментов выделены цветными окрашенными в яркие цвета шерстяными нитями, раппортное деление поля на шаршы так же прошито зигзагообразно толстыми шерстяными нитями.
В каждой белой ромбической ячейке выложен черный/корчиневый узор төртқұлақ с исходящими в четыре стороны растительным мотивом үшгүл. В синего цвета ромбах - развернутые наружу стебли и ветви древа жизни. Кораловый цвет шерсти, с ярким желтым контуром по всему орнаменту придает огненное свечение, словно язычки пламени, контрастируя с холодным синим фоном.
Черно-белый позитивно-негативный рисунок бордюрного орнамента составленного из модуля древо жизни и сидящих на ветвях птиц, что так же символизируют плодородие и процветание, имеют апотропейную функцию.
Символика данного сырмака заключена в его охранно-оздоровительной силе. Привлечение глаза зрителя, в одночасье может поведать о намерении хозяина ковра, уберечь свой дом от дурных сил.
Вышитый сырмак. 1970 год, мастерица Бәдіғұл Дегбір қызы (1935~1998), из рода Абақ-Керей, Қарақас. Урумчи, СУАР (КНР). Коллекция Тлек Султана. Алматинская область
Свадебный сырмақ комбинированный двумя техниками, предназначался для покрытия кровати молодоженов. Центральная часть полотна поделена на треугольники и составлена из вырезанных разноцветных войлоков мотивами рогов - қошқар мүйіз, дерево - тал/ағаш, по контуру прошита вприкреп. По боковым четырем сторонам от поля, техникой гладьевого шва на черном войлоке киіз, вышиты разноцветными нитями растительный орнамент из трилистников үшгүл, стеблей бұтақ и почек бүршік. Киіз отличается своими широкими квадратными боковинами басы. В длинных боковинах применен принцип орнаментации қос желі ритмически чередующихся узоров сложносоставного растительного орнамента. Широкие доведенные до квадарата части – басы, в масштабе приближенном к центральному полю, декорированы комбинированы мотивом древо жизни с раскидыстыми, стройными ветвями, образующие замкнутую форму бутона/коробочки – гүл қауызы.
Сырмақ олицетворяет рассцвет природы после зимы, переходный период между весной и летом, когда побеги готовы в любой момент раскрыться во всей своей полноте. Когда с вершин гор еще не сошел последний снег, а у предгорья готовы пойти в буйный цвет кустарники и деревья.
Бастырмалы сырмақ. 1980-е годы, мастерица Гүлжәмила Ошақбай қызы (1932~1993) из рода Абақ-Керей, Жантекей. Область Санжы, аул Ашылы, район Казахской автономии (СУАР, КНР). Коллекция Тлек Султана.
Аппликативный цветной войлочный сырмақ. Состоит из пяти частей, центральное поле прямоугольной формы из оранжевого цвета шерсти выложено тканевым (охристый вельвет) орнаментом из мотива вьющегося стебля, две короткие боковые части из бирюзового цвета шерсти декорированы тканевым (бордовый вельвет) увеличенным модулем раскидистого древа с птицами на ветвях.
Длинные стороны бордюра – өрнекті желі, из бордового вельвета по бирюзовой основе кошмы, представляют собой мотивы парных фигур птиц и дерева торанғыл – туранги (разновидность тополя). Издревле данный мотив имел значение пожелания расти потомству сильными и стройными.
Сырмақ. 1996, Мастерица Жаңыл Әділхан қызы (20.04.1964, из рода Абақ-Керей, Молқы). Санжы обл., Ашылы Қазақ ауылы, СУАР (КНР). Коллекция Тлек Султана.
Аппликативный врезанный друг в друга из разноцветного войлока сырмак, с прошитым по контуру орнамента крученой в два витка кораллового цвета нитками. По периметру и частям полотна прошита бело-голубой шнуровой нитью.
Центральное поле из черного цвета войлока декорировано гладьевым швом шерстяными нитками коралового цвета, контур рисунка вышит тамбурным шком. Применен зооморфный и растительный/органика орнамент из мотивов арқар мүйіз, түйетабан, крыльев птиц – құсқанат и трилистника – үшгүл.
По двум коротким сторонам мотив древо жизни с антропо и зооморфными изображениями, напоминающими стилизованные фигуры человека и птицы. Бодюрный орнамент по длиной стороне изделия составлен из прямоугольных тік оюлы желі. Мотивы фигуративных изображений человека по центру и устремленных в полет птиц – опоэтизированный символ высокого полета мыслей человека. В народе почитали остроумных людей, приписывали им качества острословов, знатоков крылатых выражений, так же славились құсбегі – охотники, люди ухаживающие и выращивающие ловчих птиц.
Пестрым шнуром ала жиек изделие прошито по всему периметру и центру, крепко сшивая между собой детали, и являясь контурным разделителем основных 5-ти частей одновременно.
Тұскесте. Казахи Монголии (Баян-Ульгий). 1970-е годы, характерна для мастериц рода Абақ-Керей. Коллекция Тлек Султана
Тұскесте – настенный вышитый ковер
П-образная композиция ковра с центром көл, составлена из трех длинных рядов, в каждой из которых по шесть круглых розеток – табақша ою. Каждый круг повторяет орнаментальную композицию из мотива қошқар мүйіз. Между стройными рядами табақ ою, в свободных ячейках, вышиты абстрагированные/стилизованные мотивы: ағаш ою, қошқар мүйіз, құс қанат, тоғыз төбе, атбас, бүршік, итқұйрық, ашамай, үшгүл.
Бордюр и поле отделены тонкой оградой қорған. Шет ою кайма составлена из элементов қошқар мүйіз и вьющегося стебля принимающего S –образный мотив, с ритмическим делением между модулями мотивом раскрывшегося цветка, который повторяется и в центре каждого круга табақша.
Круг, выложенный в две линии вышивкой ала құрт – пестрая лента, символ оберега и солярного знака. Наличие кругов на настенном ковре искони имеет сакральное значение, видится в его охранительной, оберегательной функции. Круг понимается как годичный цикл, в данном полотне 18 кругов, 18 лет жизни. Так как тұскесте является обязательным предметом в приданом девушки и вышивается ею самой, видится посыл быть в замужестве к этим годам. Полное заполнение полотна вышивкой, свидетельствует о пожелании и цели девушки жить в полном достатке, богатстве. Рогообразные завитки в каждом табақша/круге символизируют изобилие и приплод.
Тұскесте. 1960-е годы, мастерица неизвестна. Предположительно из рода Керей, Казахский Алтай, СУАР (КНР). Приобретена в 2018 году. Коллекция Тлек Султана.
Тұскесте – вышитый настенный ковер.
По центру – орта составлено из 3-х кругов табаша/табақ ою, каждая из которых поделена на равные четыре доли/сегмента с вышитыми в технике тамбурного и петельчатого шва – бүршік (петелька/почка) повторяющимися одинаковыми мотивами стебелька с побегом. Применяется способ линейного узора. Мотив ритмически повторяется по всем свободным углам и промежуткам центра полотна, широкой бордюрной ленты и каймы.
По бордюру треугольные қолтықша выложены комбинаторикой из центрально осевой линии с элементами три- четырехлистника или креста и замыкающей стреловидной с ушками/рогами мотивов. От осевой исходят разветвляющиеся стебли с завитками наружу и внутрь. Пирамидальные фигуры направляющиеся вверх и вних символизируют горные цепи с буйно цветущей растительностью, три круга/солярных знака, как три месяца лета подсказывают о попытке передать красочность цветущего жайляу.
Внешняя кайма из красного сукна просторочена машинной строчкой по диагонали, принимая сеточный/сквозной рисунок керегекөз су, напомниающий решетчатые стены юрты.
Текемет – орнаментальная кошма, Мангыстау, род адай. Из коллекции Ауес Сагинаевой. Актау.
Текемет – центральное поле (цвет изначально мог быть крипично-красного или бордово-малинового цвета) заполнено четырьмя равными фигурами из естественного белого цвета шерсти, с вваленными внутри четырехлопастной вихревой розеткой – древний символ солярных знаков, две слева направлением против часовой, две справа – по часовой стрелке.
Каждая обрамляющая последовательно центральное поле полосы қорған – орнаментированы: 1 полоса - геометрическими полосами – дорога, тропинка или ручей спускающийся с горы, 2-я – треугольниками вершинами вверх и вниз, символизирует восхождение и спуск с горы – биік асулардан өту, вершины биік шын – как путь, который должен пройти человек. Каждый треугольник выделен контурно шнуром светлого цвета. Замыкающая кайма шет – свободна от узоров.
Несмоненно сакральное значечние текемета, с использованием древнейших солярных символов и знаков, противостояние жизни и смерти, падение/спуск и восхождение.
По словам хозяйки, текемет был из семьи ее свекрови, так же мотивы орнамента редко встречаются в регионе.
Текемет – орнаментальная кошма. Мастерица Ақкүміс Қосбай из рода адай. Шетпе, Мангистау.
Текемет – в три цвета. На белом войлоке по центральному полю шерстью красного цвета выложены ромб – символ четырех сторон света, поделенный на равные четыре сектора с заполнением в каждом сегменте мотивом закругленных рогов қошқар мүйіз – символ плодородия и оберега.
В бирюзового цвета обрамлении ромба и крайнего квадарата полотна в замкнутую линию выложены так называемые қорған – ограда со знаками развилок и пирамидками тау. В қолтықша (по углам квадрата) расположены модули из основного центрального орнамента.
По двум сторонам (справа и слева), из окрашенной в красный цвет шерсти, выстроены в один ряд лента из орнамента сыңар өкше – в переводе означающий каблучок/подошва имеющий вторую половину/близнеца. Символизирует путника или пастуха.
Этот небольшой текемет Ақкүміс делала со своими ученицами. Орнамент и цветовая гамма характерны для региона Мангистау. Текемет свалян плотно, орнамент вырезался из подваленной заготовки талдырма.
Текемет – цветная орнаментальная кошма. Мастерица Ақкүміс Қосбай из рода Адай. Шетпе, Мангыстау.
Центральное белое поле – көл (в перевод означает озеро), заполнено 3-мя большими фигурами вихревой розетки с исходящими 9 лопастями по направлению движения солнца (часовой стрелки), внутри каждой розетки выделены по 3 круга, по центру выложены мотивом трехлопастной фигуры үшқұлақ, повторяющей бег/путь хода солярных знаков. Считывается значение удвоенной силы космических знаков, а так же придать значение трем месяцам жаркого лета. Пять маленьких круглой формы вставок из разноцветной шерсти (изначально имели более четкие очертания рисунка) по центру поля, могли означать как наличие 5-ти юрт, семьи братьев живущих недалеко друг от друга. Традиционный принцип кочевания и расположения юрт сыновей одной семьи, системой соседства братьев - ағайындылар.
Желі или шет – бордюр, обрамляющий озеро/поле служит своеобразной оградой қорған, буквально в переводе - защита, выложен узором из бегущей волны – бітпес (непрерывность), так же считается знаком ветра, символом бесконечности.
Принцип выкладки узора волны в позитив-негативе по всему периметру, воплощает идею непрерывности, водоворота стихий, ветра/воздуха, воды – су в ограде с «укрощением» или противостоянием стихии воды, удерживающей в границах огненные стихии в системе космического порядка.
Возможное изображение сезонности кочевания и выпаса скота на джайлау, а именно по три месяца на көктеу- жайлау, күзеу- қыстау, давало хозяйке дома передать своим детям и родным память, информацию о постоянстве их посезонного благополучного пребывания на откочевках. Основной посыл орнаментальной композиции - плодородие и процветание роду, семье.
Алаша. Работа Ақкүміс Қосбай из рода Адай. Шетпе, Мангистау.
Алаша – напольное/настенное покрытие - ковер, составлена из сшитых между собой тканых полос, выполненных в технике перебора нитей – теру (кежім теру). Чередующиеся широкие ленты сшиты/закреплены между собой с изнаночной стороны. Окаймлена вышивкой гладью с закреплением стежков методом вприкреп, дающей так же рисунок с функцией оберега – алақұрт жиек (пестрый червь, пестрое насекомое), отпугивающее насекомых.
Орнаментальная канва составлена из геометрических фигур, в удобстве с техникой и методом перебора нитей утка. Принцип составления мотивов позитив-негатив, сохранен во всех лентах. Красно-желтого цвета комбинаторика – қармақ/ілмек и стилизованные изображения глаз рыбы - балық көз.
Тонкий S – образный мотив, лебединая шея - қазмойын; бинарные красно-зеленого цвета мотивы рога барана - қошқар мүйіз/сынық мүйіз; красно-черного цвета рога архара – арқар мүйіз.
По символике и значению орнаментальных мотивов считывается идея плодородия и почитания священных животных, а также оберегательной функции.
Бау – лента. Коллекция Ауес Сагинаевой. Актау.
Широкая лента – соткана по принципу вертикального ткачества, на узконавойном станке, с использованием стилизованного зооморфного и геометрического орнамента из мотивов: сквозного и заполненного ромба (глаза) – қиық/көз, рога - мүйіз, пирамидок (треугольников) идущих ритмически в ряд. Рисунок в қолтықша – треугольнике, повторяет основной модуль. Край ленты – шет ою соткан чередующимися золотистого и темно-бордового цвета шерсти короткими косыми линиями – арқан. Такие ленты часто имеют охранительную, оберегательную смысловую нагрузку.
Алаша – напольный ковер. Коллекция Ауес Сагинаевой. Актау.
Алаша – тканый безворсовый напольный ковер, составлен из сшитых между собой широких лент, со стилизованными зооморфными мотивами ломаный рог - сынық мүйіз и голова лошади - атбас, что так же можно интерпретировать - стадо овец и табун лошадей в загоне и на коновязи. Тонкая полоса с геометрическим орнаментом зигзагообразно идущих линий служит своеобразным забором/оградой - қорған.
Тұскиіз. Работа Марияш Альжановой. Кызылорда.
Белый аппликативный тұскиіз из орнаментальных вставок красного бархата, выложенных по центру полотна и синего – по краю шеті, пришитых к основе с помощью шерстяных нитей синего и красного цвета, придающих контраст избранным цветам и выделяющих контуром рисунок орнамента. Центральное поле выделено двумя ромбами с орнаментом из парных қосмүйіз бақан (стилизованный мотив - шест подпирающий остов юрты).
По ширине полотна отделаны синего цвета бархатом с вырезанным по форме непрерывающейся горной цепи. По длинной стороне пришиты прямые линии синего бархата. По всему периметру изделие закреплено шнуром в два цвета – сине-красный, придавая своеобразный рисунок алақұрт – пестрой ленты/червь.
Данное изделие дарили молодоженам как символ оберега, приумножения скота.
Тұскиіз – трехцветный аппликативный ковер.
Работа Альжановой Марияш. Кызылорда.
Центральное поле ритмически поделено на незамкнутые три сегмента/квадрата из тонких красного цвета тканевых (в негатив) накладок в виде мотива парных/разветвленных рогов – тармақты мүйіз, S- образного завитка и птицы.
Синего цвета ограда - қорған обрамляющая поле выложено из комбинаторики мотива арқар мүйіз. Желі – широкий бордюр копирует центральный мотив (в увеличенном масштабе) из устремленных стилизованных тармақты мүйіз и птиц на ветке дерева.
Дары природы, процветание и благополучие заложены в символику изделия.
Тұскиіз. Работа Альжановой Марияш. Кызылорда.
Тұскиіз – аппликативный войлочный ковер, с П-образным композиционным центром поделенным на ромбическую сетку. Ромбическая сетка и бордюр, по верху и сторонам полотна, выложена из тканевых золотистого и синего цвета (парчи) полос. Мотив бегущей волны или ирек/су/сыңар мүйіз выложенный позитив-негативом символизирует бесконечность - бітпес, внутри ромбов комбинаторика мотива қосмүйіз бақан – буквально в переводе означает шест с парными рогами, к центру образуют сквозной крест, словно открытый свод юрты в ясную погоду. По углам қолтықша – повторяется поделенный диагонально основной орнамент. По верху и сторонам каймы/желі – увеличенные в масштабе бинарные позиции рогов горного барана – арқар мүйіз или құлжа, как идея непрекращающейся борьбы, своеобразный прием апотропейной/защитной функции. Выбор цветов: красное, золотое, синее на белом – как символы изобилия, жизни и борьбы стихий.
Бау – тканая лента. Работа Майи. Кызылорд.обл.
Бау – лента, соткана на узконавойном станке, методом перебора нитей основы и утка. Центральная полоса выстроена из мотива ромб – қиықша и паука - өрмекші, боковые узкие полосы ломаный рог - сынық мүйіз. Значение элементов в комбинаторике приводит к идее оберега и отпугивания ядовитых насекомых от жилища. Ленты принадлежат к функциональным изделиям, помогающим прочно держать/стягивать каркас/остов юрты.
Қаршын/қап. Мастерица Марияш Алжанова, Кызылорда.
Чехол для изделий из текстиля и др. предметов, украшен кистями шашақ. По словам мастерицы «Местное название каршын, делался очень красочным из войлока и инкрустировался для привлекательности». Размеры 1,2 м. в длину, 1 метр в ширину и 80 см. в высоту.
Крестообразный композиционный орнамент, из мотивов парных рогов сходящихся в центре – символизируют четрые стороны света, землю с определением верх-низ, правое-левое. Орнамент заключен в ромбическую сетку, сформированную из мотива бегущей волны или из модуля сыңар мүйіз, в месте схождения на верхней части, образующей парную форму рогов – қошқар мүйіз. Бинарный ход по часовой стрелке и обратно – символизирует своеобразный ритуал возрождения природы.
Фрагмент вышивки женского шелкового платья. Областной историко-краеведческий музей, фонд. Актобе.
Подол платья составлен из отдельно пришитой бархатной ленты темно-бордового цвета с вышивкой серебряными и золотыми нитями в технике глади - золотое шитье. С использованием широкого позумента.
Фризовая лента составлена из чередующихся в выделенных медальонах мотива древо жизни.
Лакониный, составленный из рисунка прямо растущего ствола (бақан) и равномерно, плавно ответвляющихся по обе стороны веток с тремя стебельками (үш жапырақ) - символизируют плодородие, молодость, стойкость, с пожеланиями укорениться, прорасти молодой семье, дальнейшего процветания и роста хозяйке платья (семье).
Два цвета серебро и золото – как две планеты Солнце и Луна, два человека объединены в одну линию жизни, путь.
Фрагмент вышивки женского шелкового платья. Областной историко-краеведческий музей, фонд. Актобе.
Женское праздничное платье из шелка с пришитой етек подолом из бархатной ткани темно-бордового цвета, вышивкой серебряными нитями с применением мотива стилизованного растительного орнамента - үш жапырақ, жапырақ гүл. Орнамент составлен из плавнобегущих стеблей с раскрывающимися коробочками цветов и бутонов с побегами на веточках.
Возожно принадлежал юной девушке на выданье, или замужней молодой женщине. Использовано золотое шитье, но в сложной технике и широкий позумент. Также использована бахрома ручного плетения.
Широко распространен в архитектурном орнаменте западных регионов Казахстана. Данный мотив так же встречается на фасадах некрополей и койтас Западного Казахстана.
Таңғыш – узорная лента. Областной историко-краеведческий музей, фонд. Актобе.
Таңғыш/ бау – узкая тканая лента. Орнамент составлен из геометрических мотивов, попарно идущих из красных и с изнанки белых нитей, в виде паука - өрмекші и так называемого глаза - торкөз. Так как изделие предназначается для стягивания каркаса юрты, поддержания конструкции, мастерица вложила в нее идею оберега, устойчивости и отпугивания от различных насекомых.
Тұскиіз/ бастырмалы сырмақ. Областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Тұскиіз, другое название бастырмалы сырмақ (когда используются узорные тканевые вставки) - белоснежный войлочный аппликативный ковер, с делением по центру на три ромба, декорирован орнаментом төртқұлақ – с исходящими от центра на четыре стороны идущими по и против часовой стрелки трехлопастными узорами. В треугольниках қолтықша мотив основного орнамента. По внешней стороне ромба комбинация из идущих вправо и влево сыңар өкше, символизирует путь человека. Двуцветный (бело-красный) бордюр желі комбинирован разновидностью модуля арқар мүйіз.
Движение лопастей в разные стороны может дать понимание идеи рисунка. Когда жизнь человека, его путь, может идти и по правильной и «неверной» дороге. При этом замыкающий по периметру знак изобилия в виде рога и/или крыльев птицы красно-белого цвета, вторит идее жизни и благоденствия.
Тұскиіз/ бастырмалы сырмақ. Областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Тұскиіз - аппликативный войлочный ковер. Выполнен из цветной шерсти, применяются мотивы орнамента төртқұлақ в робической сетке, по внешнему краю ромба сыңар өкше – комбинаторика элемента каблук, так называемый «шагающий» один, у которого есть пара-близнец. В треугольных пространствах центрального поля – қолтықша фигуративное изображение человека и мотива каблук – өкше. По периметру полотна также выложена в линию позитив-негативом сыңар өкше. Бордюрная короткая полоса составлена из ритмически повторяющихся модулей древо и птица, по длиной стороне – тұлға мүйіз. Символика изделия проводит параллели с пожеланиями быть в паре, идти вместе по жизненному пути. Человек и его спутник(ца) являются продолжателями рода, данный посыл задан в делении полотна на ромбы.
Тұскиіз. Шымкент. Областной историко-краеведческий музей.
Тұскиіз черный войлочный аппликативный киіз, с выделенным по центру ромбической сеткой, составлен из орнамента төртқұлақ – крестообразно исходящими от центра на четыре стороны стилизованными изображениями птицы в полете - құсқанат, древа жизни - өмір ағашы и тұлғамүйіз. По внешней стороне ромба мотив бегущей волны, так называемый – су/ ирек символизирует бесконечность, носит название - бітпес. Древний символ пятиконечной звезды с кругом по центру – как посыл к солярным светилам. Треугольные қолтықша выложены модулем производного мотива основного орнамента в увеличенном масштабе. Сохранены принципы равенства фона. Двуцветный (черно-белый) бордюр өрнекті желі решен в виде орнамента тәжгүл – задавая статусность обладателю изделия.
Тұскиіз. Областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Аппликативный с нашитыми из ткани орнаментальными мотивами и украшенный козьим волосом - шашақты тұскиіз. Центральное поле и боковые части комбинированы единым модулем, из широкой ветви с мотивом бегущего стебля и трилистника. Қорған или су разделяющий центр и бордюры по короткой стороне выложены узором қошқар мүйіз, по длинной стороне – сыңар мүйіз. Отороченное крашеным козьим волосом изделие считалось оберегом и воплощало идею благополучия семьи.
Тұскиіз. Областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Тұскиіз – настенное войлочное полотно в технике аппликации с центральным полем көл/табағы и выделенными в широкие полосы қорған П-образный, с бордюром – күлтелі или по другому үкілі желі. Данное полотно выложено стилизованными изображениями птиц в саду, разновидности которых заметны в решениях тонких опереньев, стилизованных голов и крыльев. П-образная композиция с выделением основного поля ковра и делениями на бордюрные ленты символизируют входной портал или арку/небосвод.
Незамкнутые нижние части полотна обусловлены идеей продолжения рода, так же характерное настенным вышитым коврам тұскесте.
Сырмақ. Областной историко-краеведческий музей, Фонд. Шымкент.
Сырмақ – разноцветный стеганый по всему периметру полотна войлочный ковер, сложен из окрашенной шерсти в цвета малинового рассвета и серо-голубого неба зимы. Боковые части басы и жаны – выделены в орнаментальную полосы - сыңар желі. Қорған и су/шет ою составлены из черно-белого полос шерсти с разделением по центру на зигзагообразную линию, в итоге дающие рисунок из белых снежных вершин гор и қоңыр жер – землю (также мотив называют – кемпір тіс). Все части сырмака соединены золотисто-охристой крученой шерстяной нитью.
Текемет. Авторы семья Бейсбековых. Шымкент.
Текемет
Центральное поле көл поделено на три условные части, с масштабным по величине ромбом и пересекающимися крестом айқас, на исходящих по горизонтали линиях с расходящимися попарно завитками в виде круто закручивающихся спиралей или другое значение орнамента арқар мүйіз – горного козла и антропоморфной фигуры словно восседающей на животном. В қолтықша выложены модули основного элемента центрального поля – рогообразного завитка. По ограде – қорған идет комбинаторика мотива сыңар мүйіз замкнутого по всему периметру полотна тонкой линией, таким образом четко выделяя все композиционное пространство.
Издревле ромб имеет сакральное значение, как символ мужского и женского начал, знак зарождения новой жизни и продолжения рода. Наличие половинки одного целого или же одного из близнецов, так наываемый сыңар, обусловден идеей рождения близнецов, пожелания плодовитости роду, семье, молодым.
Аяққап. Туркестанский областной историко-краеведческий музей.
Шымкент.
Аяққап – войлочная сума / чехол для посуды/предметов быта с накладной крышкой, начало 20 века.
Белая войлочная сумка, включая крышку, декорирована вырезанными из красной и черной ткани мотивами орнамента в виде луки деревянного седла и головы лошади. Возможно таким образом указуя на изделие необходимое при перекочевке, для удобства складывания бытовой утвари, а также наделения изделия благопожеланиями.
По краю шет ою словно тонкой изгородью по всему периметру, выложены пришитые тканевые пирамидки, направленные острым углом/вершиной к центру чехла. Такой прием характерен коврово-войлочным изделиям, в целом присущ казахской орнаментике. Сума оформлена по краю разноцветными кистями и ажурной сеткой.
Аяққап – сумка для хранения и перевозки вещей. Шымкент. Туркестанский областной историко-краеведческий музей, фонд.
Тонкая вышивка лицевой части изделия составлена тремя розетками с мотивами рог барана, по левую и правую части - древо жизни, в свободных ячейках местами повторяются основные мотивы. По кайме ритмически идут мотивы парных рогов и многолучевые розетки/цветы. Крышка сумки оформлена идентичными узорами. По периметру изделие отделано шелковой бахромой. Обилие вышивок на сумке - своеобразный декор и одновременно посыл благих пожеланий хозяйке.
Шалбар – мужские штаны. Замша. Вышивка шелком. Туркестанский областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Вышивка замшевых шалбар включает мотивы розеток из распустившегося цветка, стилизованных узоров растительного орнамента, в частности листьев, стебельков с плавно исходящими в разные стороны бутонами. Центральные/масштабные узоры круглых табақ ою/табақша со сплошной вышивкой тамбурным швом распологаются в области колен. По нижним краям штанин, которые так же как и в коврах имеют свои поле и ограду, линейным узором вышиты мотивы креста, треугольники и квадраты со сплошным заполнением вышивкой.
Наличие круглых дисков часто символизировало солнце – солярный круг, почитаемый издревле как оберег от злых сил. Такие штаны носили именитые охотники, люди обладающие волевым характером, воины, салы и сері, особо почитаемые и уважаемые в народе люди. Дабы подчеркнуть свою статусность большое значение имела красочность вышитых дорогих шалбар.
Белдемше – женская распашная юбка с вышивкой. Кожаный пояс с серебряными обкладками и застежкой қапсырма, инкрустирован вставками бирюзы. Шымкент, Туркестанский областной историко-краеведческий музей.
Черное бархатное белдемше вышито крючком біз кесте, в технике тамбурного шва со сплошным заполнением орнаментального рисунка.
Использованы мотивы: S – образного завитка со скрещенными словно в стебельке белыми и красными побегами внутри, завиток с обеих концов завершается чередой закругленных линий, үшгүл - трилистник с различной конфигурацией (коротких и вытянутых лепестков), вьющегося стебля с ростками, зигзагообразной волны су/өзен, сыңар жиек - идущая в два цвета короткая лента по внутреннему и нижнему краю юбки.
Обилие элементов из ростков, побегов, стебельков, бутонов или цветов, а также воды-речки, вторит идее процветания и изобилия, пожелания силы и выносливости хозяйке.
Түкті/қалы кілем – ворсовый ковер, Гульдер, 1970-е годы. Туркестанский Областной историко-краеведческий музей. Шымкент.
Центральное поле ковра көл разбито на три медальона из мотива шатыргүл или жұлдызгүл ою – означающие звездчатый узор. Внутри медальонов соединенные в ряд треугольники – омыртқа буквально позвоночник, так же символизировали силу и выносливость.
По бордюру идет ритмическое чередование розеток из распустившихся цветов. Кайма или шет ою выложена из мотива қошқар мүйіз – рог барана.
скачать
условия пользования
фрагмент тканой ленты. Областной историко-краеведческий музей, фонд Актобе.
Составлен из мотива қошқар мүйіз – одного из древнейших символов плодородия и богатства.
Бау – лента. Работа Ақкүміс Қоспай из рода адай. Шетпе, Мангыстау.
Тканая красно-желтая лента бау с декором из мотива ілмек/қармақ – рыболовный крючок или другое его значение балықбас ою - голова рыбы символизирует обильный улов. Пожелание иметь рыбу в достатке. По кайме изделие украшает мотив тұмарша жиек – горизонт, так же являющийся своеобразным отпугивающим насекомых оберегом.
Сырмак. Восточный Казахстан.
Трехцветный аппликативный сырмақ, с применением нескольких техник, в составлении декора: бастырма – тканевые орнаментальные вставки, линейный/контурный орнамент разноцветными кручеными нитками (по центру ковра), петельный шов – бүршік (по четырем сторонам). Центральное поле выложено крупным модулем из черной естественного цвета шерсти элементом растительного орнамента, с точкой схождения по центру и выделением вышитого крестообразного элемента из трилистников. Свободное пространство заполнено линейной вышивкой - бір сызық өрнек, из мотивов лепестка, вьщегося стебля, трилистников и др. По сторонам қос оюлы желі – нашиты тканевые мотивы из сдвоенных попарно разветвленных ветвей дерева.
В масштабном черном цвете орнамента центрального поля угадывается идея зарождения, момент всхода/проснувшейся после зимы матери-земли – қара жер. Красный цвет бордюрного орнамента символизирует жизнь/кровь.
Сырмак. Семей
Сырмақ – черно-белый войлочный ковер отличается четким композиционным строем орнамента, с накладкой из мотивов тұлғамүйіз, жылқы құйрық, құсқанат по центральному полю.
По сторонам стройно в ряд ритмически выложены мотивы украшающие центральное поле.
Данные узоры символически могут означать здоровье и изобилие, видится посыл для хозяина дома, а именно быть всегда на коне, держать в руке ловчую птицу и жить в изоблии. Сырмак является оберегом дома, своеобразным сакральным полотном используемый в особенных случаях.
Изделие выполнено высококачественно, опытной мастерицей, с сохранением во всех частях полотна пропоций и симметрии.
Сырмақ. Центральный государственный музей РК. Алматы
Сырмақ – черно-белый войлочный ковер, по центру выложен мотивами древо жизни с прямым крепким стволом и раскидистыми ветвями. По бордюру мотивом коробочки нераспустившегося тюльпана. Контуры врезанных в друг друга орнаментов прошиты красной нитью жиек.
Шым ши. Работа Ақкүміс Қосбай из рода адай. Шетпе, Мангыстау.
Разноцветный ши – с использованием в декоре мотивов бітпес/мүйіз выложенные в позитив-негативе в ромбическую цепочку. По краям изделие украшает лента из мотива ирек/қорған – зигзаг/ограда. Кайма свободна от узора.
Изделие предназанчено для защиты внутренней части юрты от пыли, ветра, излишней влаги и насекомых. Цветовое сочетание в орнаментике имеет значение оберега, сам мотив обсуловлен идеей изобилия, большого стада овец.
Тұскиіз/ бастырмалы сырмақ. Областной историко-краеведческий музей. Актобе.
Тұскиіз - апликативный войлочный ковер. Центральное поле поделено на три ромба, внутри которых крестообразно соединены модули из мотива рога барана, длинной коновязи с попарно привязанными лошадьми, кобылиц с молодняком (құлындаған бие). Внешняя лента ромбов выложена ритмическим повторяемым мотивом рога-близнеца сыңар-мүйіз, олицетворение благоденствия и приплода скота.
В треугольных частях между ромбами – қолтықша повторяется мотив длинной веревки-коновязи с лошадьми. Қорған – ограда вокруг центрального поля по всему периметру выложена бинарно мотивом сыңар мүйіз. Қос оюлы желі - бордюр по верху состоит из свдоенных попарно мотивов бақан – шест/древо, по боковинам - из мотива парных рогов архара, нижнюю часть – выделяет повторяющийся мотив рогообразных завитков.
Символическое значение ковра обусловлено идеей благопожелания семье, большого приплода и своеобразного нарратива/рассказа о богатстве семьи или отдельного рода.
Кебеже. Кызылординский областной историко-краеведческий музей, фонд.
Кебеже – деревянная резная ларь для хранения продуктов. Лицевая часть, из двух шроких горизонтальных досок декорирована плоскорельефной резьбой, сохранен ковровый композиционный принцип расположения мотивов. Орнаментальная группа состоит из стилизованного геометерического и растительного орнамента – ромба, лепестка врезанных в два больших ромба. В свободных верхней и нижней частях вырезаны узор атбас – голова лошади. Присутствует ограда су из сплошной тонкой линии темного-синего/черного цвета.
Кебеже. Кызылординский областной историко-краеведческий музей, фонд.
Кебеже – деревянная ларь для продуктов на высоких ножках, с плоскорельефной резьбой по лицевой стороне қасы и подпоркам аяқ.
Сплошная ковровая композиция с выделенными центром в виде вписанных друг в друга ромбов и исходящих от крестообразного рельефного центра айқас в виде закручивающейся в спираль ветви дерева и зооморфным мотивом, в форме сидящей птицы на ветке.
По верхнему и нижнему краю-бордюрам и ножках комбинация орнамента составлена из элемента атбас – голова лошади. Завершает ножки масштабный по размеру – жапырақ лист.
Комбинаторика модулей придает красочность изделию благодаря повторяющимся мотивам орнамента.
В символике орнамента заложена идея плодородия, изобилия и долголетия.
Кебеже. Кызылординский областной историко-краеведческий музей, фонд.
Кебеже – деревянная резная ларь для продуктов. Применены техника рельефной выемчатой резьбы с прокрашиванием лицевой основы плоскости и цветной росписью.
Для передачи смыловой нагрузки заключенной в идее изобилия и плодородия применены комбинации из мотивов стилизованного растительного орнамента ветки - бутақ, листьев - жапырақ, почек – бүршік.
Жүк аяқ. Кызылординский областной историко-краеведческий музей, фонды.
Жүк аяқ – подставка для предметов быта, изделий из текстиля и др. комбинаторика мотива түйетабан с выделенным антропофорфным изображением, с образованием по центру сакральной пирамиды глаз - көз символизирует долголетие, выносливость и бережливость.
Кебеже. Областной историко-краеведческий музей. Тараз.
Кебеже – ларь для хранения продуктов. Выкрашен в синий и бордовый цвета.
Центральная часть из двух квадратных шаршы - квадрат, разделена широкой орнаментированной полосой с чередующимися фигурами листьев. Шаршы – квадраты, в позитиве, контурно вырезаны стилизованным изображением лука с натянутой на тетиву стрелой. В негативе - просматривается изображение трилистников с 4-х сторон устремленных острым концом к центру. По всему периметру лари , орнамент составлен из ритимически повторяющихся узоров тюльпан қызғалдақ и вьщегося стебелька. Данный ларь входил в состав приданого невесты.
Кебеже. Областной историко-краеведческий музей, Фонд музея. Тараз.
Кебеже – деревянная ларь для хранения продуктов. Окрашена в черный/темно-синий цвет. Центральная часть полотна поделена на три горизонтальные полосы, средняя оформлена прорезанными тремя квадратами. Центральная/лицевая часть и боковые, составлена из модуля атбас – голова лошади, попарно головами друг к другу и в противоположные стороны.
Рисунок или мотив атбас, производное от лошади, символизирует верного друга степняка-коневода. Значение данного мотива обусловлено верой в изобилие и приплода скота.
Сандық. Областной историко-краеведческий музей, фонд. Тараз.
Деревянный сундук с крышкой облицован тонким металлом, декор нанесен техникой чеканки. Применен принцип ковровой композиции, с выделением центрального поля и бордюра по сторонам. Чентральное поле поделено на три равные части, каждая декорирована сеткой в виде решетчатой стены юрты – кереге, по центру в прямоугольнике, по правой и левой частям в виде ромба. Мотив носит название торкөз или кереге көз. В прямоугольных сегментах центрального поля выколоты женские накосные украшения. В свободных треугольниках левой и правой частей қолтықша выбиты изображения рогов – символ плодородия и богатства. По бордюру орнаментальный фриз составлен из мотива сыңар өкше – одной пары близнецов, символизирующих так же бесконечность. Изделие предназанено для приданого невесты, с пожеланиями родить близнецов, быть в изоблии и богатстве.
Тараз. Областной историко-краеведческий музей.
Фрагменты терракотовой облицовки стен мавзолея Айша бибі. В двух врезанных друг в друга сквозных квадратах и орнаментальном круге прочитывается средневековая идея космограммы квадрат в круге.
условия пользования
скачать
условия пользования
скачать
Областной историко-краеведческий музей.
Фрагменты терракотовой облицовки стен мавзолея Айша бибі. Считывается зведзное, космогоническое происхождение данного мотива, связь человека с Космосом, звездными путями.
Тараз. Областной историко-краеведческий музей.
Фрагменты терракотовой облицовки стен мавзолея Айша бибі. Равнозначный крест с мотивами древнетюркского знака украшавшего некогда штандарты каганов, в казахском узоротворчестве близок к значению айқас – крест.